Магазин футболок «Славянская традиция» +7-964-576-53-87

Из истории шелкографии

22 апреля 2015 -
Из истории шелкографии

Термин «шелкография» греческого происхождения. Он объединяет два корня: шелк и, всем известное еще со школы, слово «графия», которое переводится с греческого как изображение, запись. Это значит - нанесение изображения на шелк или с его помощью. 

Шелкография – это один из самых древних и практичных методов печати. История шелкографии относится к далёким столетьям до нашей эры.

Считается, что шелкография возникла в Китае. Достоверных свидетельств подтверждения этой гипотезы нет, но давняя история производства шелка в Китае (а китайцы начали изготавливать изделия из шелка еще в 12 веке до нашей эры) наводит на эту мысль. Некоторые исторические свидетельства утверждают, что шелкография вероятно возникла возле Средиземного моря, где-то между Финикией и Месопотамией. Многие совпадения указывают, что хранителями искусства шелкографии были финикийцы. Исторические исследования и археологические находки показывают, что народ на этой территории изобрел способ воспроизводить изображения на ткани.

Давняя технология, конечно, имеет мало общего с современной шелкографией. Но главный объединяющий принцип – это использование множительной системы повторения изображений. Это значит, что рождение искусства шелкографии нужно рассматривать не как ремесла, которое происходит от печатания по шелку или других тканях, а как технологию, которая основывается на повторении простых рисунков, используя особые матрицы, штампы, трафареты. При этом краска накатывалась с помощью тканевых тампонов.

Значительное усовершенствование метода произошло 18 веков спустя, приблизительно в 1185-1333 гг. в Японии в окрестностях города Камакура, который в то время был столицей Японии. Это было место, где собирались лучшие мастера и художники Японии. Процветали все виды ремесел и искусств, включая печать. Отделке подвергалось все: доспехи и одежда самураев, конская сбруя. Тогда и было изобретено гениальное новшество: простой трафарет плохо держал рисунок, а вот если изображение вырезать и наклеить на сетку из тончайших нитей натянутых на деревянную раму, рисок держался вместе во всех частях. Чтобы сетка была незаметна на разрисованной ткани, важно было использовать тонкие нити. Это могли быть человеческие волосы, а некоторые источники утверждают, что это был специально обработанный и сильно растянутый шелк.

В Средневековье в европейских странах этот метод печати становится все более популярным. Наибольшее развитие шелкография получила в Англии и Франции в 17-18 веках. Из Франции, где этот метод нанесения изображений назывался пошуар, шелкография распространилась по всему миру, получив особенное развитие и популярность в Соединенных Штатах Америки. Там с помощью этого способа украшали стены, мебель, ткани, изделия из металла. В 1907 году Симон проживающий в Манчестере запатентовал новый метод трафаретной печати резиновым ракелем через шелковую ткань – silkscreenprinting.