Магазин футболок «Славянская традиция» +7-964-576-53-87

Боги и духи славянской мифологии.

9 апреля 2014 - Мария Флорова
Боги и духи славянской мифологии.

Славянская мифология – это все мифологические представления, верования и обряды славянских народов, которые существовали до принятия христианства, после чего многие из них органично вплелись в новую религию, тогда как остальные были утеряны или сохранились исключительно в письменных источниках. 

 Если разобрать само слово «язычество», его значение вполне подходит для определения собрания народных верований. Слово «язык» в далеком прошлом служило для обозначения отдельно взятого народа или племени. В соответствии с письменными источниками, оставленными Нестором-летописцем, славяне жили единым народом на берегах Дуная, и позже разошлись по разным местам, распространяя славянский язык. Таким образом, само слово «язычество» можно использовать для описания верований именно славян, а не всех других народов в целом.

Славянские мифы – это первичные элементы культуры человечества, и именно мифы являются началом религиозных представлений и развития культурной жизни. Стоит отметить, что славянская мифология не отличается однородностью, поскольку разные племена имели свою систему богов и духов, обрядов и особенностей их проведения.

Например, одни племена ставили на первое место силы природы, отражением которых являлись славянские боги, другие племена прежде всего почитали души предков, а третьи почитали тотемных животных.

Также большое разнообразие встречалось и в обрядах, в частности, в одном из самых важных и серьезных – погребении. Одни племена хоронили родичей в земле, и считали, что души остаются на земле, помогая своим потомкам и охраняя их род, а другие сжигали мертвецов, отправляя их души в небеса, поскольку если избавиться от тела, душа быстрее вознесется на небо и преставится к какой-либо звезде. Стоит отметить, что именно от этого обычая слово «преставиться» приобрело свой зловещий смысл.

Славянская мифология - четкое разделение мира.

Как и каждый народ, славяне имели свое представление о мироустройстве, разделенном на несколько миров. Навь – подземный мир злобных духов и мертвецов, в который отправляются умершие, Явь – мир живых людей, в котором также обитают духи природы, а Правь – мир Богов. Мифы древних славян утверждают, что существует переход из мира Яви в Правь и представляет собой огненный мост. Этот мотив часто встречался в сказках, где царевич должен перейти через огненный мост или несколько таких конструкций, отправляясь в «неведомое царство». Как правило, где-то поблизости находилась известная всем избушка на курьих ножках, хозяйка которой и помогала ему преодолеть переход.

В целом, образы славянской мифологии тесно связаны с представлениями о мироустройстве, модели мира, которая существовала у наших далеких предков. Однако состав славянского пантеона и список разнообразных духов не всегда был одинаков, даже в разных областях. С течением времени славянская мифология боги, духи и обряды становились более сложными, пантеон пополнялся, а связи становились все сложнее.

История верований – несколько периодов.

Как и любая религия, славянская мифология боги и духи постоянно развивались, и менялись приоритеты в поклонении тем или другим высшим силами. Например, в известном трактате-поучении под названием «Слово об идолах», приводятся этапы славянского язычества в хронологическом порядке, и выглядит это следующим образом:

1. Славяне покланялись упырям и берегиням.

2. Средиземноморские культы привнесли в верования славян первых божеств – Рода и Рожаниц.

3. Славяне выделили среди других богов Перуна, которые стал возглавлять пантеон.

Таким образом, наиболее древние боги славян – это Род и Рожаницы, которые выражают мужское и женское начала. Род часто отождествлялся с зерном, которое оплодотворяет землю и с фаллосом, как символом оплодотворения, а Рожаницы представляли собой женское начало, которое дает жизнь человеку, растениям и животным. Значительно позже эти божества трансформировались в большой пантеон славянских богов, который имел большие отличия в разных племенах.

Однако, как видно из хронологии, еще до возникновения первых, неперсонифицированных богов, славяне поклонялись берегиням и духам, которые, в несколько измененном виде, вошли в русский фольклор.

Берегини – это существа, которые охраняют покой разных мест, начиная от природных угодий, например, водоемов или рощ и заканчивая человеческим жильем. Славянская мифология существа которой очень разнообразны и многолики, коренным образом изменилась во время принятия христианства, и добрые существа, которые защищали людей, превратились в злобных духов, внушающих страх.

Имена богов древних славян – большой пантеон.

Традиции славянского народа включали в себя поклонение целому списку божеств, которые менялись с течением времени. Славянские волхвы – хранители магических знаний, проводили ритуалы, связанные с поклонением богам, говорили с ними и передавали людям божественную волю.

Из самых известных богов славянского пантеона можно назвать Сварога – бога неба, Стрибога, повелевающего воздушной стихией. Ярило – бог огня в славянской мифологии, а бог солнца – Хорс, больше почитаемый в юго-восточных областях. Именно этому богу были посвящены два главных праздника – дни летнего и зимнего солнцестояния.

Коляда – новорожденное солнце, которое чествуется в праздник зимнего солнцестояния – с 25 декабря по Велесов день ряженые распевали по дворам колядки и прославляли Коляду, который приносит благополучие в дом.

В день летнего солнцестояния – на 24 июля, славяне праздновали Купало. Обычаи включали в себя сжигание кукол Ярило, Купалы и Костромы, водили хороводы, жгли костры на ритуальных холмах и купались, чтобы избавиться от болезней и немощей.

Имена богов древних славян, несущих в себе мужское родовое начало – Световид, Яровит, Ругевит, Даждьбог, Поревит и Белобог. Эти боги являлись верховными у многих племен, они охраняли добро и род, справедливость и честь.

Также мужским охраняющим началом был бог Перун, который покровительствовал воинам и сам являлся защитником людей от злых сил.

Один из древнейших богов славян – Велес, которому сначала молились охотники, а позже скотоводы. Скот являлся основой пропитания славян, поэтому этот бог был очень почитаем, например, на праздник Семик, славяне почитали его хороводами и песнями, поцелуями венков и любовными похождениями.

Стоит отметить, что слово «волхв» имеет один корень с «Велес», или волосатый. Волхвы, отправляя ритуалы, одевали шкуры животных.

Также почитаемы были и женские боги – Триглава – богиня Земли, Макошь, дарующая хороший урожай, и, самая почитаемая и известная – Лада. Эта богиня любви и красоты являлась покровительницей браков, семейного спокойствия и счастья.

Страшными божествами древних славян являлись Чернобог, который судил мертвых и мог наслать кошмары, и Мара – богиня смерти.

Однако, как уже говорилось раньше, верования славян не ограничивались почитанием божеств. Поклонение духам возникло значительно раньше и сохранялось на протяжение всего периода язычества и, в несколько измененном виде, перешло в христианство.

Берегини и духи в язычестве древних славян.

Весь быт древнего славянина был наполнен духами, и он встречался с ними на каждом шагу. Одним из самых известных в современности духов является домовой. Это дух, который проживает в каждом доме, покровительствует его хозяевам и защищает семью. Как правило, домовым становился один из умерших предков, оставшийся в доме, чтобы оберегать своих потомков. Присутствие домового считалось обязательным для благополучия в семье и доме, именно поэтому во время переезда обязательно было забрать его с собой. Обычаи славян предполагали расстелить за печкой шубу и пригласить домового переехать в новый дом, потом шубу заворачивали (вместе с домовым) и переносили в новое жилье.

Однако присутствие домового могло быть не только приятным, поскольку рассерженный дух мог ущипнуть человека, или напроказничать в доме, спрятать что-нибудь, разбить или напугать жильцов. В разных местностях домовые духи назывались по-разному, например, в Белоруссии домового величают Клецником, а за проделки – Садолом и Шут.

Еще один дух, приближенный к людям – дворовой, обитающий во дворе дома. Этот дух покровительствовал скоту, однако считался злым. В его описании можно обнаружить черты и домового, и оборотня – он имеет тело человека и куриные или кошачьи ноги. Любимым животным этого существа считается кошка, а обитает он в основном, на специально для этого повешенной еловой либо сосновой ветке. Дворового считали темным духом, которому неприятно все светлое, поэтому при покупке белой лошади обычаи славян предполагали вводить её на двор задом, через разостланную в проходе шубу. Кроме того, из-за дворового нельзя было оставаться на ночь в бане или в овине, а на двор нельзя было пускать чужих животных.

Следующих дух – овинник, жил, как понятно из названия, в овине. Этот дух представлялся большим черным котом с горящими глазами, однако мог принимать также вид барана или покойника. Характер овинника достаточно сложный – его трудно задобрить и он может напакостить хозяевам.

Однако в его обязанности все же входят и добрые дела – он следит за порядком на гумне, смотрит, когда нужно затопить овин и следит, чтобы хлеб не сушили во время ветра. В бане славянина проживал Банник – раздражительный дух, который строго следил за исполнением банного ритуала. При любых нарушениях, он мог ошпарить кипятком, напустить угар и сделать другие пакости.

Славянские избы могла посетить лихорадка – демон в обличие женщины. Этих демонов насчитывалось двенадцать, по названию симптомов болезни, например, тресея, огнея, грудица, желтея и т.д.

Перечислены лишь самые основные духи, в действительности же их гораздо больше – дрема, баюнок, злыдни, шишиги, спорыньи, спехи и многие другие.

Однако славянин встречался с духами не только в собственном доме и во дворе. Они населяли каждый уголок мира и природы. В водоемах обитали русалки - разновидность берегинь, хранящих водоемы и помогающих плывущему добраться до берега. Обычаи древних славян на русальную неделю (с 19 по 24 июня), включали распевание русальных песен и украшение деревьев и кустов близ водоема полотенцами и пряжей – символической одеждой, которая помогала бы задобрить духов. Во время проникновения христианства русалок превратили в злобных существ, и еще одним названием для них стала мавка. В это существо превращались после смерти некрещеные младенцы.

Русский фольклор часто использует образ водяного – сильного духа водной стихии. Водяной имеет обличье мужчины со спутанной бородой в тине и часто забирается на ночь в водяную мельницу. Под водой этот дух имеет свое царство, богатые стада, жен-русалок и утопленниц. Сила духа в воде безгранична, он имеет власть над тонущим человеком и может зло пошутить над рыбаками. Весной обычаи древних славян предполагают задабривать водяного, поливая воду маслом и даруя любимое кушанье духа – гусей.

Лес для наших предков был опасным местом, в котором также обитали многочисленные духи. Леший представлялся человеком в звериной шкуре, который иногда мог иметь звериные черты, например, рога или копыта. Дух мог напугать человека и завести его в самую чащу или наоборот, помочь выбраться из леса к жилью. Воплощением леса также являлись боровик, лесные мавки, шишиги и упыри, анчутки и оборотни, волколак и лесной царь. Зимой на смену лешим приходили Морозко, Карачун и Трескунец, которые следили за порядком в лесу и могли помочь человеку, который относился к лесу с уважением.

Кикимора, часто встречающаяся в сказках, как дурное и злобное существо, изначально была богом сна и ночных сновидений. Однако, как и остальные славянские духи, она может напроказничать, побеспокоить малыша ночью или спутать пряжу.

Покойники и злобные духи.

Действительно злобным существом был упырь - умерший человек, который встает из могилы по ночам и сосет кровь у людей и скотины. Для того чтобы исключить вред от упыря, славянские обычаи предполагали меры осторожности. Заложные покойники – люди, умершие неестественной смертью, например самоубийцы, колдуны, опойцы и утопленники, хоронились на обочинах дорог, в оврагах и на перекрестках. Также на их могилах рассыпали мак, чтобы покойник, выбравшись из земли, считал зерна, а не разгуливал по селу, причиняя вред.

Днем тоже появляются зловредные духи – полудницы, которые настигают тех, кто работает в поле днем, а не отдыхает, как следует. Они могут защекотать до смерти или украсть ребенка. Также заслуживает упоминания огненный змей, который принимает облик умершего мужа и является его жене. Если она поддастся на его уговоры, он мучает её, насилует, выпивает кровь и, в конце концов, убивает.

Также стоит упомянуть еще одного участника большинства русских сказок – Бабу-Ягу. Это старая женщина, с седыми космами, длинным носом и костяной ногой, в действительности была берегиней. Само слово «Яга» произошло от «Яшка», которым славяне называли ящура или прародители жизни на земле. То есть, Баба-Яга – это прародительница, которая сохраняет род и славянские традиции, помогает детям и охраняет пространство около дома. Только во времена христианства древнее положительное божество было исковеркано и превратилось в злого духа, которым пугают детей. Однако некоторые славянские мифы сохранили отголосок прежнего значения, например, когда Яга помогает положительным героям, дарит им свою мудрость и раскрывает секреты.

Самым наглядным показателем христианского влияния на языческие верования является святочная нечисть, которая тесно связана с православными верованиями. Христианский бог на Святки выпускает «нечисть» и чертей, которые исчезают в день Крещения. В категорию нечисти возвели и леших, и домовых и даже Бабу-ягу. Кроме того, появились новые духи – вештицы и святочницы – волосатые духи, которые пляшут в заброшенных домах.

Таким образом, славянская мифология наполнена разнообразными духами, большая часть которых была превращена в злобных существ посредствам принятия христианства.